Глава 14. Конец века, пришествие Господа, новые Небеса и новая Церковь

 

1. Конец века – это последнее время, или конец Церкви

753. Эта земля видела много Церквей, и все они с течением времени приходили к своему концу, вслед за чем возникали новые, и так далее, до наших дней. Церковь приходит к своему концу, когда в ней не остаётся уже никакой Божественной истины, но лишь искажённая и отвергнутая истина. Где нет подлинной истины, там не может быть и никакого подлинного добра, поскольку любое качество добра образуется истинами; ибо добро является сущностью истины, а истина – формой добра, и никакое качество не может существовать без формы. Добро и истина могут быть разделены не более, чем воля и разум, или, что то же самое, чем склонность любви и мысль, которой она даёт начало. Следовательно, когда истина в Церкви истощается, то же самое происходит и с её добром. При этом Церковь прекращает своё существование, то есть приходит к своему концу.

754. Церковь приходит к своему концу по-разному. В основном из-за таких обстоятельств, в которых ложь начинает казаться истиной; если же ложь принимают за истину, то добро – если это добро по сущности, называемое духовным добром, – не может далее существовать. Всё, что затем считается добром, является лишь добром природным, происходящим от нравственной жизни. Главной причиной истощения истины, а вместе с нею и добра, служат два природных вида любви, полностью противоположные двум духовным видам любви. Они называются любовью к себе и любовью к миру. Когда любовь к себе господствует, она противоположна любви к Богу; когда любовь к миру господствует, она противоположна любви к ближнему. Любовь к себе – это желание добра одному себе, а если другому, то только ради себя; подобно тому и любовь к миру. Как только эти виды любви берут власть, они распространяются, как гангрена по телу, разрушающая постепенно все его части. Что такая любовь овладевала Церквями прошлого, ясно из описания Вавилона (Бытие 11:1-9; Исаия, гл. 13,14 и 47; Иер. гл. 50; Дан. 2:31-47; 3:1-7 сл.; гл. 5; 6:8-до конца; 7:1-14; и в Откровении, гл. 17 и 18). В своём конце Вавилон так вознёсся, что не только присвоил Божественную власть Господа, но и сделал всё возможное, чтобы захватить все сокровища мира.

По некоторым признакам и далеко не обманчивым наблюдениям можно заключить, что не только в Вавилоне у многих руководителей Церкви могли бы обнаружиться такие виды любви, если бы их власть не обуздывалась и, вследствие того, не ограничивалась. Чего ещё можно ожидать от подобных людей, кроме того, что они будут считать себя богами, мир – небесами, и извратят всю истину в Церкви? Ибо подлинную истину, которая истинна по сути, не может познать и признать человек чисто природный; и Бог не может наделить его этой истиной, потому что она станет тогда своей противоположностью и превратится в ложь. Наряду с этими двумя видами любви есть ещё много причин, по которым истина и добро истощаются, отчего настаёт конец Церкви; но всё это – вторичные причины, подчиняющиеся двум первым.

755. Что конец века – это последнее время Церкви, ясно из тех мест в Слове, где о нём говорится. Например:

Я слышал о конце и истреблении, определённом от Иеговы для всей земли. Исаия 28:22.
Истребление неизбежно, правда одолела; ибо Господь Иегова Саваоф совершает истребление и определяет конец всей земле. Исаия 10:22,23.
Огнём ревности Иеговы будет пожрана вся земля, ибо внезапное истребление совершит Он над всеми жителями земли. Соф. 1:18.

Земля во всех этих отрывках означает Церковь, поскольку имеется в виду земля Ханаанская, в которой была Церковь. То, что земля, или страна, означает Церковь, было подтверждено многими примерами из Слова в AR 285, 902.

Наконец, на крыльях мерзостей запустение, пока не придёт конец и истребление, будет литься на опустошённое. Дан. 9:27.

Здесь у Даниила говорится о конце нынешней Христианской Церкви; см. Матф. 24:15.

Вся земля будет опустошена, но истребления ещё не сделаю. Иер. 4:27.
Беззаконие Аморреев еще не окончилось. Бытие 15:16.
Иегова сказал: Сойду и посмотрю, закончено ли у них так, как достиг меня вопль, восходящий ко Мне, или нет. Бытие 18:21.

Это сказано о Содоме. Последнее время нынешней Христианской Церкви подразумевалось также Господом под концом века в следующих местах:

Ученики спросили Иисуса: Какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.
Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их. Пшеницу уберите в житницы. Так будет в конце века. Матф. 30,39,40.
Так будет в конце века: выйдут ангелы, и отделят злых от праведных. Матф 13:49.
Иисус сказал ученикам: Вот, Я с вами до самого конца века. Матф. 28:20.

Необходимо знать, что опустошение, запустение и истребление имеют одно и то же значение: конец. Однако запустение означает конец истины, опустошение – конец добра, а истребление – окончательное истощение того и другого. Полнота времени, при которой Господь пришёл в мир, и при которой Он снова придёт, – это тоже конец.

756. В природном мире имеется множество примеров для понимания конца века. Ибо здесь, на земле, всё стареет и всему приходит конец, в череде последовательных состояний, которая называется круговоротом. Время тоже идёт по кругу, как в общем, так и в частности. В общем – год протекает от весны к лету и через осень к своему концу, то есть зиме, и далее снова к весне. Это тепловой круг. В частности – день проходит от утра через полдень к вечеру, и заканчивается ночью, за которой возвращается снова к утру. Это световой круг. Каждый человек тоже проходит через свой природный круг жизни, начиная с детства, вступая затем в юность и зрелость, старея и умирая. То же самое и любая птица небесная и любой зверь земной. И всякое дерево тоже, начинаясь с ростка, вырастает до своей полной высоты, а затем постепенно увядает и погибает. То же самое происходит с любым кустом и любой травой, и даже с любым листом и цветком, да и с самой землёй, которая с течением времени становится бесплодной. То же и стоячие водоёмы, которые мало-помалу загнивают.

Всё это показывает, как повторяется конец предметов природных и временных, которые затем постоянно возобновляются. Ибо когда одно проходит от своего начала до своего конца, появляется подобное ему другое. Таким образом, всё рождается и умирает, и рождается вновь, отчего и возможно сохранение творения. Всё сказанное относится и к Церкви, поскольку Церковь – это люди, которые в общем смысле все составляют Церковь. Одно поколение сменяет другое, и нравы постоянно меняются. Раз укоренившись, порок передаётся следующим поколениям как предрасположенность к пороку, и не может быть искоренён иначе как возрождением, которое может осуществить только Господь.

2. Настоящее время – последнее время Христианской Церкви, предречённое и описанное Господом в Евангелиях и Откровении

757. В предыдущем разделе было показано, что конец века означает последнее время Церкви. Из этого ясно, что подразумевается под концом века, о котором говорил Господь в Евангелиях (Матф., глава 24; Марк, глава 13; Лука, глава 21). Ибо написано:

Когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики и спросили наедине: какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.

Тогда Господь стал предсказывать и описывать конец, который должен постепенно настать к Его приходу, и как Он придёт на облаках небесных с силой и славой, и соберёт вместе Своих избранных, и многое другое (стихи 30,31); однако ничего такого не произошло, когда был разрушен Иерусалим. Господь, описывая всё это, говорил пророческим языком, в котором любое слово наполнено глубоким смыслом. Смысл этих описаний подробно разъяснён в Небесных тайнах, 3353-3356, 3486-3489, 3650-3655, 3751-3757, 3897-3901, 4056-4060, 4229-4231, 4332-4335, 4422-4424.

758. Всё, о чём говорил Господь с учениками, относилось к последнему времени Христианской Церкви. Это хорошо видно из Откровения, где имеются такие же предсказания о конце века и пришествии Господа. Все они были подробно разъяснены в “Апокалипсисе открытом”. Итак, поскольку то, о чём говорил Господь Своим ученикам, совпадает с тем, что явлено Им на эту тему через Иоанна в Откровении, совершенно ясно, что Он имел в виду конец именно Христианской Церкви наших дней. Кроме того, о конце этой Церкви было пророчество у Даниила, почему и сказал Господь:

Когда увидите мерзость запустения, предречённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте (заметь себе хорошенько всякий читающий)… Матф. 24:15, Дан. 9:27.

Подобные замечания есть и у других пророков.

Такая мерзость запустения и настала теперь в Христианской Церкви, что будет более ясно из Приложения, где показано, что в этой Церкви не осталось ни одной подлинной истины, и что если не будет образована новая Церковь взамен нынешней, никакая плоть не может спастись, как сказал Господь у Матфея, 24:22. Те люди на земле, которые убедили себя в своих ложных верованиях, не могут видеть, что Христианская Церковь, как она есть на сегодняшний день, до такой степени истощена и опустошена. Это объясняется тем, что подтверждать ложь – значит отрицать истины. Такое отрицание становится как бы завесой перед разумом, которая загораживает путь в него всему, что могло бы выдернуть те верёвки и колья, на которых основано и возведено, подобно прочному шатру, его мировоззрение. Вместе с тем природная способность к рассуждению может доказать всё что угодно, и ложное, и истинное. И то и другое, будучи доказанным, представляется в одинаковом свете, и никак нельзя уже распознать, тот ли это обманчивый свет, какой бывает во сне, или истинный свет, подобный дневному. Но совсем другое – духовная способность к рассуждению, которой обладают взирающие на Господа и от Него любящие истину.

759. По этим причинам все Церкви, состоящие из людей, видящих только то, что сами себе доказали, кажутся себе единственными обладателями света, а всех остальных, не согласных с ними, считают пребывающими во тьме. Ибо все видящие только то, что сами себе доказали, подобны совам, которые видят свет во мраке ночи, а днём видят солнце и его лучи как густую тьму. Таковы были и есть все Церкви, чьи ложные учения основали те их руководители, которые считали себя исключительно остроглазыми, и своё собственное разумение сделали утренним светом, а Слово – вечерним. Разве Иудейская Церковь в состоянии своего полного опустошения, то есть во время пришествия в мир Господа нашего, не кричала во весь голос устами книжников и законников, что она одна в небесном свете, поскольку обладает Словом? И тем не менее именно Иудеи распяли Мессию, то есть Христа, который и есть само Слово и всё, что только есть в нём. О чём кричала Церковь, подразумеваемая под Вавилоном у Пророков и в Откровении, если не о том, что она царица и мать всех Церквей, а те, что отделились от неё – незаконнорожденное потомство, которое должно быть отлучено? И это несмотря на то, что она скинула Господа Спасителя с Его престола и алтаря и сама воссела вместо Него.

Не кричит ли всякая Церковь, даже самая еретическая, на всю страну или весь город, в которых она принята, о том, что она одна, правоверная и вселенская, обладает Евангелием, провозглашённым ангелом в небе (Откр. 14:6)? И кто не слышит голоса толпы народной, вторящей согласным отзвуком? Разве весь Дортский Синод не смотрел на предопределение как на звезду, упавшую с небес им на головы, и не целовал этот учение так же, как филистимляне целовали изваяние Дагона в Авен-Езерском капище в Азоте, а греки – Палладий в храме Минервы? Ведь они провозгласили это учение палладием своей религии, не подозревая, что падающая звезда – это всего лишь метеор с его обманчивым светом. Под воздействием такого света мозг может при помощи заблуждений доказать любую ложь, да так, что свет этот выставит истинным, а звезду – неподвижной, и в конце концов, засвидетельствует, что эта звезда – путеводная.

Кто может с большей уверенностью убеждать других в своих предрассудках, чем безбожник, поклоняющийся природе? Настроенный против всего Божественного в Боге, всего небесного в небесах и всего духовного в Церкви, разве не посмеётся он от души над всем этим? Какой сумасшедший не верит, что его безумие – это мудрость, а мудрость – это безумие? Кто может по взгляду отличить свечение гнилого дерева от света луны? Не отвергнет ли душистые вещества всякий, кому противен их запах, что обычно бывает с женщинами при внутренних недомоганиях, и не предпочтёт ли им дурно пахнущие? Все эти примеры приведены здесь, чтобы стало понятно, что природный свет сам по себе не позволяет распознать, когда приходит конец Церкви, иначе говоря, когда в ней не остаётся ничего, кроме ложных учений, если только истина не блеснёт с небес в своём собственном свете. Ложь не может видеть истины, но истина может видеть ложь; и всякий создан так, что может видеть и постигать истину, когда слышит её. Однако тот, кто уже уверился в ложных учениях, не может привнести истину в свой разум так, чтобы она осталась, потому что для неё не будет места; а если случайно и будет, то полчища лжи, скопившиеся там, вышвырнут её вон как нечто инородное.

3. Последнее время Христианской Церкви – это полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви

760. От сотворения этой земли было, вообще говоря, четыре Церкви, сменивших одна другую. Об этом можно заключить как из исторических, так и из пророческих книг Слова, главным образом из книги Даниила. В ней эти четыре Церкви изображены истуканом, которого видел во сне Навуходоносор (глава 2), и далее четырьмя зверями, вышедшими из моря (глава 7).

Первая Церковь, которую можно назвать Древнейшей Церковью, существовала до потопа, и потоп изображает её конец, или гибель. Вторая Церковь, которую можно назвать Древней Церковью, существовала в Азии и в части Африки; к концу и гибели её привело идолопоклонство. Третьей была Израильская Церковь, началом которой послужило провозглашение Десяти Заповедей на Горе Синай, а продолжением – Слово, написанное Моисеем и Пророками. Конец и истребление этой Церкви были следствием осквернения Слова. Осквернение это достигло своей вершины в то время, когда в мир пришёл Господь. Поэтому-то они и распяли Того, Кто есть Слово.

Четвёртой была Христианская Церковь, основанная Господом через Евангелистов и Апостолов. В её развитии было два этапа: первый – от времени Господа до Никейского Собора, второй – от этого Собора до настоящего времени. В своём развитии эта Церковь разделилась на три: Греческую, Римско-католическую и Реформированную, которые, однако же, все называются Христианскими Церквями. Кроме того, внутри каждой из этих разделившихся между собой Церквей было ещё множество отдельных Церквей, которые, несмотря на то, что вышли из состава основных, сохранили общее название ересей в Христианской Церкви.

761. Последнее время Христианской Церкви – это полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви, о чём можно заключить из Господнего предсказания об этом в Евангелиях и у Даниила. В Евангелиях – из следующего: что увидят мерзость запустения, и будет скорбь великая, какой не было от начала мира доныне, и никогда не будет; и если бы не были сокращены дни те, не спаслась бы никакая плоть; и затем солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба (Матф. 24:15,21,22,29). Это время называется ночью и в других местах Евангелий, например, у Луки:

В ту ночь будут двое в одной постели: один будет принят, а другой оставлен. Лука 17:34.

И у Иоанна:

Я должен делать дела Того, Кто послал Меня. Придёт ночь, когда никто не сможет ничего делать. Иоанн 9:4.

Поскольку ночью всякий свет отступает, а истинный свет – это Господь (Иоанн 1:4 сл.; 8:12; 12:35,36,46), Он сказал ученикам, когда возносился в небеса:

Я с вами до конца века. Матф. 28:20.

А затем Он уходит от них в новую Церковь. Дальнейшее подтверждение того, что это последнее время Церкви есть полная ночь, в которой окончились все прежние Церкви, находим у Даниила в следующем отрывке:

Наконец, на крыльях мерзостей запустение, пока не придёт конец и истребление, будет литься капля за каплей на опустошённое. Дан. 9:27.

Из слов Господа у Матфея, 24:15 ясно, что здесь предсказывается конец Христианской Церкви. Это понятно также из того отрывка у Даниила, где в виде истукана во сне Навуходоносора изображено четвёртое царство, то есть четвёртая Церковь:

Как ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, так и люди перемешаются через семя человеческое, но не сольются друг с другом, как железо не скрепляется с глиной. Дан. 2:43.

Человеческое семя здесь – это истина Слова. Кроме того, это очевидно из сказанного о четвёртой Церкви, изображённой четвёртым зверем, выходящим из моря:

Видел я в ночных видениях, и был зверь четвертый, страшный и ужасный; он будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. Дан. 7:7,23.

Это означает, что будет положен конец всей истине Церкви, после чего настанет ночь, потому что истина Церкви – это свет. В Откровении есть множество подобных пророчеств об этой Церкви, в особенности в главе 16, где говорится о чашах ярости Божьей, излитых на землю. Чаши эти означают ложь, затопившую и погубившую затем Церковь. В Пророках есть множество подобных мест, например:

Разве день Господень не тьма, а свет? Он густая тьма, и нет в нём сияния. Амос 5:18,20; Соф. 1:15.

А также:

В этот день взглянет Иегова на землю, и вот – тьма, и свет померк в её развалинах. Исаия 5:30; 8:22.

День Иеговы – это день пришествия Господа.

762. Возникновение на этой земле четырёх Церквей со времени творения мира соответствует Божественному порядку, который требует, чтобы всё начиналось, а затем заканчивалось до того, как начнётся новое. Поэтому-то каждый день начинается с утра, продолжается и заканчивается ночью, после которой наступает другой день. Подобно тому и год начинается с весны, продолжается летом и осенью, и заканчивается зимой, после чего начинается снова. Чтобы были возможны все эти изменения, солнце встаёт на востоке, движется через юг к западу и завершает свой путь на севере, после чего снова встаёт. То же самое и с Церквами. Первая из них, Древнейшая Церковь, была как утро, весна и восток. Вторая, Древняя Церковь, была как день, лето и юг. Третья была как вечер, осень и запад; четвёртая – как ночь, зима и север.

Эта упорядоченная последовательность позволила мудрецам древности составить представление о четырёх веках мира. Они назвали первый век золотым, второй – серебряным, третий – медным, а четвёртый – железным. Именно эти металлы служили изображением Церквей в истукане Навуходоносора. Кроме того, Церковь в глазах Господа выглядит одним человеком, и этот большой человек проходит через все этапы своей жизни точно так же, как и каждый человек в частности, то есть от детства к юности, затем – к зрелости, и наконец, к старости. После смерти же он снова воскресает. Господь говорит:

Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется, как есть, одно; а если умрет, то принесет много плода. Иоанн 12:24.

763. Первое должно перейти в последнее в общем и в частностях – в этом закон порядка, для того, чтобы во всём было разнообразие. Именно разнообразие определяет качество, ибо качество совершенствуется различиями по сравнению с тем, что более или менее ему противоположно. Разве не видно, что истина обретает своё качество от существования лжи, добро обретает своё качество от существования зла, свет – от существования тьмы, тепло – от существования холода? Откуда взялись бы у нас цвета, если бы существовал только белый, но не было бы чёрного? Лишь несовершенство даёт качество всем промежуточным цветам.

Как можно понять смысл без сопоставления, и какое же сопоставление без противоположностей? Не помрачается ли зрение от одного белого, и не оживает ли от красок? Но всякий цвет имеет что-то от чёрного, скажем, зелёный. Не оглохнет ли ухо, если в нём будет звенеть непрестанно одна и та же нота? Возбуждает же его разнообразие, вызванное чередованием высоты звука. Что есть красота без сопоставления с некрасивым? Потому-то и красота молодой женщины иногда изображается на картинах так живо на фоне уродливого лица. Чему мы обязаны удовольствием и счастьем, как не противопоставлению с неприятным и горестным? Не доведёт ли до безумства одна и та же мысль, если её непрерывно держать в уме и не придавать ей время от времени другое направление?

То же самое и духовное Церкви, противоположности которого – зло и ложь. Однако они исходят не от Господа, а от людей, у которых есть свобода воли, и они могут использовать её в злых или добрых целях. Для сравнения можно взять темноту и холод. Они происходят не от солнца, а от земли, которая в своём вращении то отворачивается от него, то поворачивается к нему. И если бы она не обращалась к солнцу разными сторонами, не было бы ни дней, ни лет, а значит, ничего и никого на земле. Мне было сказано, что Церкви, обладающие различными видами добра и истины, если только их добро относится к любви к Господу, а их истины – к вере в Господа, подобны множеству самоцветов в царской короне.

4. За ночью следует утро, а утро – это пришествие Господа

764. Последовательные состояния Церкви вообще и в частности описываются в Слове четырьмя временами года: весной, летом, осенью и зимой, и четырьмя временами суток: утром, днём, вечером и ночью. Поскольку нынешняя Христианская Церковь – это ночь, значит, близко утро, то есть первое время новой Церкви. Из следующих отрывков можно заключить, что последовательные состояния Церкви описываются в Слове как четыре времени суток:

На вечер и утро – две тысячи триста дней; и тогда святое будет оправдано. Видение о вечере и утре истинно. Дан. 8:14,26.
Кричат мне с Сеира: Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Исаия 21:11,12.
Конец пришёл, пришло утро на тебя, житель земли! Вот: день пришёл, утро наступило. Иез. 7:6,7,10.
Иегова утро за утром будет являть суд Свой в свете, Он не обманет надежд. Соф. 3:5.
Бог посреди неё, Бог поможет ей ранним утром. Пс. 45:6.
На Иегову я уповал. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра. Ибо у Него искупление в изобилии, и Он избавит Израиль. Пс. 129:5-8.

В этих отрывках вечер и ночь означают последнее время Церкви, а утро – первое. Сам Господь также именуется утром в следующих местах:

Сказал Бог Израиля, говорила мне Скала Израиля. Он как свет утра, безоблачного утра. 2 Цар. 23:3,4.
Я – корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. Откр. 22:16.
От чрева зари роса юности твоей на тебе. Пс. 109:3.

Всё это сказано о Господе. Именно потому, что Господь – утро, Он восстал из гробницы рано утром, чтобы положить начало новой Церкви (Марк 16:2,9). Что следует ждать пришествия Господа, ясно видно из Его предсказаний у Матфея:

Когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики говоря: какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.
После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого; и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой. Матф. 24:29,30; Марк 13:26; Лука 21:27.
Как было во времена Ноя, так будет пришествие Сына Человеческого. Поэтому готовьтесь, ибо в то время, когда не ждёте, придёт Сын Человеческий. Матф. 24:37,39,44,46.

У Луки:

Когда придёт Сын Человеческий, найдёт ли Он веру на земле? Лука 18:8.

У Иоанна:

Иисус сказал об Иоанне: Если Я хочу, чтобы он пребывал, доколе Я не приду… Иоанн 21:22,23.

В Деяниях Апостолов:

И когда они смотрели, как Иисус возносится в небеса, предстали им два мужа в белой одежде и сказали: Иисус, вознёсшийся от вас в небеса, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим в небеса. Деян. 1:9-11.
Господь, Бог святых пророков, послал Ангела Своего показать слугам Своим то, что должно произойти. Вот: скоро приду. Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги. Вот: скоро приду, и награда Моя со Мной, чтобы воздать каждому по делам его. Откр. 22:6,7,12.

Далее:

Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать всё это вам в Церквах. Я – корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. И дух и невеста говорят: Приди! И слышавший да скажет: Приди! Жаждущий пусть приходит, и всякий желающий пусть берёт воду жизни бесплатно. Откр. 22:16,17.

И далее:

Свидетельствующий обо всём этом говорит: Да, Я приду скоро! Аминь, приди, Господь Иисус! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Откр. 22:20,21.

766 .Господь присутствует при каждом человеке, убеждая и настаивая, чтобы Его приняли. Если человек принимает Его, это и есть Его первое пришествие, называемое зарёй. Так происходит тогда, когда человек признаёт Его своим Богом, Создателем, Искупителем и Спасителем. С этого времени разум человека просвещается относительно духовных предметов, и продвигается поэтому ко всё более и более внутренней мудрости. По мере того, как он принимает мудрость от Господа, он переходит из утра в день и пребывает в свете дня до самой старости и смерти. После смерти он попадает в небеса, к Самому Господу, и там, несмотря на то, что умер стариком, возвращается к утру своей жизни, в котором и пребывает вечно, взращивая мудрость, посаженную в нём в природном мире.

767. Человек, обладающий верой в Господа и милосердием к ближнему, представляет собой Церковь в малом виде. Из таких людей состоит Церковь в большом виде. Удивительно, но каждый ангел, в какую бы сторону ни поворачивался он телом и лицом, видит Господа перед собой. Ибо Господь есть солнце ангельских небес, которое является у них перед глазами, когда они размышляют на духовные темы. То же самое и с человеком в мире, относительно его духовного зрения, если он носит в себе Церковь. Но из-за того, что его духовное зрение застилается природным зрением, которое поддерживается остальными чувствами, устремлёнными к телесному и мирскому, он остаётся в неведении об этом состоянии своего духа. Такое видение Господа перед собой, независимо от собственного обращения, обусловлено тем, что всякая истина, от которой происходит мудрость и вера, и всякое добро, которое ведёт к любви и милосердию, исходят от Господа и являются Господним в человеке. Поэтому каждая отдельная истина мудрости представляет собой как бы зеркало, в котором виден Господь, а каждое отдельное добро, составляющее любовь, есть образ Господа. Вот причина этого удивительного явления.

Злой дух, напротив, всё время отворачивается от Господа и смотрит в сторону своей любви, причём независимо от того, куда он оборачивается телом и лицом. Объясняется это тем же самым, но в противоположном смысле. Ведь каждое зло обращается в некое подобие своей главной любви, а ложь, от него происходящая, отражает это подобие, как зеркало.

Нечто подобное должно быть присуще и природе, о чём можно заключить из того, как некоторые растения стремятся возвыситься над окружающими зарослями и пробиться к солнцу. Некоторые из них поворачиваются вслед за солнцем во всём его дневном пути от восхода до заката, чтобы созревать под его лучами. Я не сомневаюсь, что такие усилия и стремления свойственны каждому ростку и ветке любого дерева, но сдерживаются недостаточной гибкостью и неспособностью поворачиваться. Кроме того, как ясно показывают исследования, любой водоворот, как в водоёмах, окружённых сушей, так и в океанах, сам собой вращается в направлении движения солнца.

Почему бы и человеку, созданному по образу Бога, не вести себя так же, если только он по свободе своей воли не извращает те усилия и стремления, которые заложены в нём Создателем? Здесь можно привести ещё сравнение с невестой, у которой всё время перед глазами образ её мужа, отражающийся, как в зеркале, в его подарках; она ждёт не дождётся, когда он придёт к ней, и с радостью принимает его, когда он приходит, ведь сердце в груди её бьётся от любви.

5. Пришествие Господа вовсе не означает, что Он придёт, чтобы истребить видимое нами небо и землю, на которой мы живём, и создать новое небо и новую землю, как многие до сих пор воображали, не понимая духовного смысла Слова

768. Современные Церкви в основном держатся того мнения, что Господь, когда придёт свершить Последний Суд, явится в небе на облаках, в сопровождении ангелов и с трубным звуком; и что Он соберёт всех жителей земли вместе с умершими. Затем Он отделит злых от добрых, как пастух отделяет козлов от овец, и бросит злых, то есть козлов, в ад, а добрых, то есть овец, вознесёт в небеса. При этом Он создаст новое видимое небо и новую обитаемую землю, на которую Он ниспошлёт город, именуемый Новым Иерусалимом и выстроенный по описанию в Откровении гл. 21 из яшмы и золота, со стенами на основаниях из всякого рода драгоценных камней; высота, ширина и длина его будут одинаковы – по двенадцать тысяч стадий. В этом городе соберутся все избранные, как живущие, так и все почившие от начала мира. Они вернутся в свои тела и будут затем наслаждаться вечной радостью в этом величественном городе, который станет для них небесами. Таково мнение, господствующее теперь в Христианских Церквах относительно пришествия Господа и Последнего Суда.

769. О состоянии душ после смерти мнения вообще и в частностях следующие. После смерти человеческие души – это некие воздушные образования, которые многим представляются чем-то вроде дуновений ветра. В таком виде они пребывают до судного дня либо в центре земли, служащем для них тем “где-то”, в котором они должны располагаться, либо на “окраинах”, описанных ранними Отцами. Но по этим вопросам имеются разногласия. Одни утверждают, что души – это эфирные или воздушные образования, подобные призракам и привидениям, живущие частью в воздухе, частью в лесах, а частью в воде. Другие утверждают, что души ушедших переносятся на другие планеты или звёзды, где им даётся жилище. Иные говорят, что через тысячи лет они вернутся в свои тела. Большинство же считает, что они хранятся до того времени, когда вся вселенная и земной шар со всеми его землями и морями подвергнется истреблению огнём, который либо вырвется из центра земли, либо обрушится с неба подобно всепоглощающей молнии. Вслед за тем откроются могилы, заключённые души облекутся снова в свои тела и будут перенесены в святой город Иерусалим. Таким образом, они будут жить в сияющих телах все вместе на новой земле, одни ниже, другие выше; ведь высотой город будет в двенадцать тысяч стадий, как и длиной, и шириной (Откр. 21:16).

770. Что если спросить духовное лицо или мирянина, действительно ли они верят всему этому? Например, что люди, жившие до потопа, включая Адама и Еву, и жившие после потопа, среди которых были Ной и его дети, Авраам, Исаак и Иаков, все пророки и апостолы, а также и остальные человеческие души, до сих пор заключены в недрах земли или витают в эфире, или в воздухе; что эти души облекутся в свои тела и срастутся с ними, несмотря на то, что трупы их были съедены червями, крысами или рыбами, либо, как египетские мумии, выпотрошены людьми, и что от некоторых из них остались лишь скелеты, обожжённые солнцем или превратившиеся в прах; что звёзды упадут на землю, тогда как любая звезда значительно больше земли. Спросите их: разве всё это не бессмыслица, которую рассудок сам может развеять как противоречие? На это у них либо не будет ответа, либо они скажут: “Это – предмет веры, которой мы подчиняем свой разум”. Другие скажут, что не только это, но и многое другое, лежащее за пределами разума, возможно всемогуществу Бога. Когда они говорят о вере или о всемогуществе, разумные суждения исключены. Здравый рассудок тогда исчезает, превращаясь в ничто, или становится призраком и называется безумием. “Разве обо всём этом не говорится в Слове? – Добавляют они. – Всякий должен думать и говорить так, как учит нас Слово”.

771. Как было показано в главе о Священном Писании, Слово по буквальному смыслу написано видимостями и соответствиями. Поэтому каждая частность его содержит духовный смысл, в котором любая истина явлена в своём собственном свете, тогда как буквальный смысл находится в тени. И чтобы люди новой Церкви не заблудились, подобно людям старой Церкви, в тени, скрывающей буквальный смысл Слова, в особенности о небесах и аде, о своей жизни после смерти, а в данном случае – о пришествии Господа, Господу угодно было открыть зрение моего духа и ввести меня в духовный мир. Мне было дано не только говорить с духами и ангелами, с родными и друзьями, и даже с царями и князьями, окончившими свой путь в природном мире, но и лицезреть чудеса небесные, а равно и удручающие картины ада. Таким образом я узнал, что люди не проводят время в некоем “где-то” в глубине земли и не витают в воздухе или в пустоте слепыми и глухими, но живут как люди, в осязаемых телах и в состоянии намного более совершенном, чем то, в котором они находились ранее в своих материальных телах, если они причислены к блаженным.

Итак, для того, чтобы люди по незнанию не впадали в ещё более глубокие заблуждения, будто небо, видимое нами, и земля, на которой мы живём, подлежат истреблению, а значит, и о духовном мире, что приводит к поклонению природе и неизбежно – к безбожию, которое теперь начинает укореняться во внутреннем рассудочном уме учёных, и чтобы это безбожие не распространилось, подобно омертвению в тканях тела, и не поразило вместе с тем внешний ум, управляющий речью, – ради всего этого Господь повелел мне возвестить обо всём, что я видел и слышал, о небесах и об аде, о Последнем Суде, разъяснить Откровение, повествующее о пришествии Господа, о прежних небесах и новых небесах, и о святом Иерусалиме. Прочитав и поняв написанное об этом в моих книгах, каждый сможет увидеть, что подразумевается под пришествием Господа, новыми небесами и Новым Иерусалимом.

6. Это второе пришествие Господа происходит сейчас для того, чтобы разделены были злые и добрые, а те, кто верят и верили в Него, спаслись и составили новые ангельские небеса и новую Церковь на земле. Без этого не спаслась бы никакая плоть

772. В предыдущем разделе я показал, что это второе пришествие Господа не имеет целью истребить видимое нами небо и землю, на которой мы живём. И вообще, оно предназначено не истребить, а создать нечто, а значит, не осудить, а спасти тех, которые со времени Его первого пришествия верили в Него, и которые затем будут верить в Него. Это очевидно из следующих слов Господа:

Бог послал Сына Своего в мир, не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал в имя единородного Сына Божьего. Иоанн 3:17,18.

И ещё:

Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. У того, кто отвергает Меня и не принимает слов Моих, есть судья. Слово, которое Я сказал, будет судить его. Иоанн 12:47,48.

Последний Суд произошёл в духовном мире в 1757 году, о чём я поведал в моей короткой книге О Последнем Суде, изданной в 1758 году в Лондоне, а затем – в Дополнении о Последнем Суде (Амстердам, 1763). Я могу свидетельствовать об этом, потому что видел всё собственными глазами в полном бодрствовании.

773. Пришествие Господа имеет целью образование новых небес из тех, кто верил в Него, и основание новой Церкви для тех, кто будет верить в Него с этого времени; вот две цели Его пришествия. Цель творения вселенной заключалась не в чём ином, как в образовании из рода человеческого ангельских небес, в которых жили бы в вечном блаженстве все верящие в Бога. Ибо у Божественной любви, которая в Боге и по существу есть Бог, не может быть другой цели; равно и Божественная мудрость, которая тоже в Боге и есть Бог, не может действовать по-другому. Поскольку же создание вселенной имело целью образование ангельских небес из рода человеческого, и в то же время Церкви на земле, посредством которой человек может попасть в небеса, и поскольку спасение человечества, осуществляющееся только через людей, рождающихся в мире, является, таким образом, продолжением творения, то и говорится так часто в Слове о творении, под которым разумеется создание для небес. Например, в следующих местах:

Сердце чистое сотвори мне, Боже, и дух непоколебимый обнови внутри меня. Пс. 50:12.
Отверзаешь руку Твою – насыщаются благом, посылаешь дух Свой – создаются. Пс. 103:28,30.
Люди, которые будут созданы, восхвалят Иегову. Пс. 101:19.
Так говорит Иегова, Создатель твой, Иаков, устроивший тебя, Израиль: Я искупил тебя, Я назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Каждый, кто называется именем Моим, того я сотворил для славы Моей. Исаия 43:1,7.

Это сказано о царе Тира.

Чтобы увидели, познали, вняли и уразумели, что рукой Иеговы сделано это, и Святой Израилев создал это. Исаия 41:20.

Отсюда видно, что означает “творить” в следующих отрывках:

Иегова, творящий небеса и простирающий землю, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Исаия 42:5; 45:12,18.
Вот, Я творю новые небеса и новую землю. Веселитесь вовеки о том, что Я творю. Вот, Я сотворю Иерусалим, который будет весельем. Исаия 65:17,18.

774. Господь присутствует непрерывно при каждом человеке, злой он или добрый, ибо никто не может жить без Его присутствия. Но пришествие Его – только для принимающих Его, то есть для верящих в Него и соблюдающих Его Заповеди. Присутствие Господа даёт человеку способность к рассуждению и возможность стать духовным, благодаря свету, исходящему от Господа как солнца духовного мира, и принимаемому человеком в свой разум. Этот свет есть истина, дающая ему силу рассудка. Между тем пришествие Господа бывает для тех людей, которые объединяют тепло с этим светом, то есть объединяют любовь с истиной. Ибо тепло того солнца является любовью к Богу и к ближнему. Само Господне присутствие с тем просвещением, которое оно приносит разуму, можно уподобить присутствию солнечного света в мире; если бы этот свет не сопровождался теплом, земля бы опустела. А пришествие Господа можно сравнить с наступлением тепла, как бывает весной, когда тепло сочетается со светом, отчего земля размягчается и семена в ней прорастают, принося плоды. Вот как можно сопоставить духовное окружение человеческого духа с природным окружением его тела.

775. О людях Церкви всех вместе, или вообще, можно сказать то же самое, что и о человеке отдельно взятом, или в частности. Люди в целом, или все вместе, составляют Церковь из многих; а человек сам по себе, или взятый отдельно, представляет собой Церковь в каждом из этих многих. Во всём, что угодно, в соответствии с Божественным порядком, общее сочетается с частным, а иначе частное не может ни возникнуть, ни существовать. В связи с этим не может быть ни одной составляющей части человеческого тела без того общего, что окружает их все. Составляющие части человеческого тела – это внутренности и все их части; общее же для них – это покровы, со всех сторон окружающие не только всё тело, но и каждый внутренний орган, и каждую часть его. Сказанное относится ко всем животным, птицам и червям, а равно и к любым деревьям, кустам и семенам. Ни струнные, ни духовые инструменты не могли бы издать и звука, если бы не было того общего, от которого каждая нота вообще получает звучание, чтобы её можно было сыграть. То же самое и с чувствами тела: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием, а равно и с внутренними чувствами, присущими духу.

Все эти примеры приведены здесь для того, чтобы было ясно, что в Церкви тоже есть общее и частное, а также самое общее, и что поэтому было четыре Церкви, сменивших друг друга. Эта смена дала развитие самому общему в них как в едином целом, а также общему и частному в каждой из них по очереди. Так же и в теле человека есть две самые общие части, от которых получают своё существование все его общие составляющие и многочисленные частные. Эти две самые общие части – сердце и лёгкие, а в духе – воля и разум. От этих двух пар составляющих зависит всё, на чём держится жизнь человека вообще и в частности; без них всё распалось бы на части и погибло. То же самое было бы с ангельскими небесами и родом человеческим, да и со всем мирозданием, если бы всё вообще и в каждой составляющей не поддерживалось бы Богом, Его любовью и мудростью.

7. Господь в этом втором пришествии является не лично, а Словом, которое от Него; Он и есть Слово

776. Многие отрывки гласят, что Господь придёт на облаках небесных, например: Матф. 17:5; 24:30; 26:64; Марк 14:62; Лука 9:34,35; 21:27; Откр. 1:7; 14:14; Дан. 7:13. Но никто до сих пор не знал, что такое облака небесные; всякий думал, что Он явится на них лично. Тем более было неизвестно, что облака небесные означают Слово в его буквальном смысле, и что слава и сила, с которыми Он явится в этот раз (Матф. 24:30), означают духовный смысл Слова. Всё потому, что никто не мог и предположить, что Слово имеет духовный смысл, который в данном случае и составляет суть. Поскольку же Господь открыл мне духовный смысл Слова и позволил мне общаться с ангелами и духами в их мире, словно бы я был одним из них, то теперь явлено, что облака небесные означают Слово в его природном смысле, а сила означает силу Господа через Слово. Такой смысл выражения “облака небесные” виден из следующих мест Слова:

Нет подобного Богу Израилеву, скачущему по небесам, и в величии Своём на облаках. Втор. 33:26,27.
Пойте Богу, хвалите имя Его, превозносите Того, Кто скачет верхом на облаках. Пс. 67:5.
Иегова скачет верхом на облаке лёгком. Исаия 19:1.

Скакать верхом – значит наставлять в Божественных истинах Слова, потому что лошадь означает понимание Слова (AR 298). Всякому понятно, что Бог не скачет верхом на облаках. Далее:

Бог скакал на херувимах, и облака небесные сделал шатром Своим. Пс. 17:11,12.

Херувимы тоже означают Слово (AR 239, 672).

Иегова заключает воды в облаках Своих, и над престолом Своим простирает облако Свое. Иов 26:8,9.
Отдайте власть Богу, сила Его – на облаках. Пс. 67:35.
Сотворит Иегова над всяким жилищем Сиона облако во время дня; ибо слава будет покровом всему. Исаия 4:5.

Слово в его буквальном смысле изображается также облаком, в котором Иегова сошёл на Гору Синай, когда провозгласил Закон. Провозглашённые тогда основы Закона стали началами Слова.

В подтверждение можно привести следующее. В духовном мире, как и в природном, тоже есть облака, но происхождение их иное. В духовном мире над небесами ангелов иногда бывают сияющие облака, а над адами – мрачные тучи. Сияющие облака над ангельскими небесами знаменуют собой неясность, происходящую в них от буквального смысла Слова; а когда облака рассеиваются, это значит, что духовный смысл принёс им свою ясность. Мрачные тучи над адами знаменуют собой искажение и извращение Слова. Облака в духовном мире имеют такое значение по той причине, что свет, исходящий от Господа как солнца того мира, представляет собой Божественную истину, отчего Он и называл Себя светом (Иоанн 1:9; 12:35). Потому же и само Слово, хранимое в святилищах тамошних храмов, является в окружении чистого белого сияния, которое может затуманиваться облаками.

777. Из следующего места у Иоанна понятно, что Господь есть Слово:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью. Иоанн 1:1,14.

Слово в приведённом отрывке – это Божественная истина, потому что у Христиан нет иного источника Божественной истины, кроме Слова. Это тот источник, из которого все Церкви, носящие имя Христа, в изобилии черпают живые воды, и хотя они находятся как бы в облаке, состоящем из его природного смысла, тем не менее, они также в славе и силе, которые состоят из его духовного и небесного смыслов. Слово заключает в себе три смысла: природный, духовный и небесный, каждый внутри предыдущего, как показано в главах о Священном Писании и о Десяти Заповедях, или Катехизисе (главы 4 и 5). Отсюда ясно, что у Иоанна Слово означает Божественную истину. Дополнительное подтверждение этому Иоанн даёт в своём Первом Послании:

Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разум, чтобы мы знали истину; и мы в истине, в Сыне Его Иисусе Христе. 1 Иоанн 5:20.

Потому-то Господь и говорил так часто “Аминь, говорю вам”. “Аминь” по-еврейски значит “истина”. Сам Он называется “Аминь” (Откр. 3:14) и “истина” (Иоанн 14:6). Если спросить современных учёных, что означает “Слово” в Иоанн 1:1, они ответят: “Слово в его исключительности”; так в чём же исключительность Слова, как не в Божественной истине?

Из всего этого очевидно, что Господь сейчас является в Слове. Он не явится лично, потому что с того момента, когда Он вознёсся в небеса, Он пребывает в Своём прославленном Человеческом и, будучи в нём, не может явиться никому из людей, не открыв сначала глаза его духа; а это никак невозможно, если человек находится в состоянии зла и происходящей от него лжи, то есть никому из козлов, которых Он поместил слева от Себя. Поэтому когда Он явился ученикам, Он сначала открыл им глаза; ибо написано:

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Лк 24:31.

То же самое произошло и с женщинами у гробницы после воскресения. Потому-то они и увидели ангелов, сидящих в гробнице и говорящих с ними, которых никто не мог бы увидеть материальными глазами. И Апостолы перед воскресением видели Господа в Его прославленном Человеческом не телесными глазами, а в духе, в состоянии, которое кажется сном при возвращении из него. Это понятно из Его преображения перед Петром, Иаковом и Иоанном, о которых читаем, что они отягчены были сном (Лука 9:32). Поэтому ни к чему думать, будто Господь лично явится на облаках небесных; Он явится Словом, которое от Него; Он и есть Слово.

778. У каждого человека своя любовь и своё разумение. Всё, что исходит от него, сущностью своей обязано этим двум существенным составляющим, или общим свойствам его жизни. Вследствие этого ангелы узнают, что человек собой в сущности представляет, по близкому общению с ним; они могут распознать его любовь по звуку его голоса, а его разумение – по тому, что он говорит. Это объясняется тем, что две самые общие составляющие жизни человека – это его воля и разум. Воля – это приёмник и вместилище любви человека, а разум – приёмник и вместилище его разумения. Следовательно, всё исходящее от человека – как деятельность, так и слова его – составляют его и являются самим человеком.

Так же и Господь, но в высшей степени, является Божественной любовью и Божественной мудростью, или, что то же самое, Божественным добром и Божественной истиной. Ибо Его воля принадлежит Божественной любви, а Божественная любовь принадлежит Его воле, и Его разум принадлежит Божественной мудрости, а Божественная мудрость принадлежит Его разуму. Человеческий образ является их вместилищем. Отсюда можно составить себе некоторое понятие о том, каким образом Господь есть Слово. Напротив, всякий противник Слова, то есть противник Божественной истины в нём, и поэтому противник Господа и Его Церкви, являет собой своё собственное зло и свою собственную ложь, как в отношении своего ума, так и в отношении его действия в теле, проявляющегося в деятельности и словах.

8. Это второе пришествие Господа происходит через человека, которому Он явился лично, и которого наполнил духом Своим, чтобы он наставлял в учениях новой Церкви от Господа по Слову

779. Поскольку, как только что было показано, Господь не может явить Себя лично, но предсказал, что придёт основать новую Церковь, то есть Новый Иерусалим, – значит, Он сделает это через человека, который сможет не только принять разумом учения этой Церкви, но и издать их в печатном виде. Я свидетельствую в истине, что Господь явился предо мной, Его слугой, и послал меня исполнить эту обязанность. Вслед за тем Он открыл зрение моего духа, дозволив мне, таким образом, войти в духовный мир, и дал мне возможность видеть небеса и ады, а также беседовать с ангелами и духами, чем я и занимаюсь в течении уже многих лет без перерыва. Я подтверждаю также, что с первого дня моего призвания я не получил ни одного наставления в учениях этой Церкви ни от одного ангела, но только от Господа при чтении мною Слова.

780. Господь, для того, чтобы быть всё время со мной, открыл мне духовный смысл Его Слова, в котором всякая истина освещается своим собственным светом, и Он присутствует в этом свете. Ведь именно духовным смыслом, и не иначе, присутствует Он в Слове. Его присутствие проникает светом, льющимся из духовного смысла, в тень, скрывающую буквальный смысл. Нечто подобное бывает, когда днём солнечный свет пробивается сквозь загораживающее его облако. Я показал выше, что буквальный смысл Слова подобен облаку, а духовный – это слава, Сам же Господь – солнце, дающее свет, поэтому Господь есть Слово. Что слава, в которой Господь должен прийти (Матф. 24:30), означает Божественную истину в её собственном свете, в котором заключён духовный смысл Слова, ясно из следующих отрывков:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове. Явится слава Иеговы, и узрит её всякая плоть. Исаия 40:3,5.
Светись, ибо пришел свет твой, и слава Иеговы взошла над тобой. Исаия гл. 60.
Я поставлю тебя заветом для людей, светом для народов, и не дам славы Моей иному. Исаия 42:6,8; 48:11.
Тогда пробьётся, как заря, свет твой, и слава Господня соберёт тебя воедино. Исаия 58:8.
Вся земля наполнится славой Иеговы. Числа 14:21; Исаия 6:1-3; 66:18.
В начале было Слово. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людям. Он был свет истинный. И Слово стало плотью, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Иоанн 1:1,4,9,14.
Небеса расскажут о славе Божьей. Пс. 18:2.
Слава Божья будет освещать Новый Иерусалим, и светильник ему – Агнец. И народы спасённые будут ходить в свете его. Откр. 21:23,24.

Есть ещё много подобных мест. Слава означает Божественную истину в её полноте, потому что всё величественное, что есть в небесах, происходит от света, исходящего от Господа. А свет, исходящий от Господа как солнца небес, является в своей сущности Божественной истиной.

9. Вот что означают новые небеса и новая земля, а также Новый Иерусалим, сходящий оттуда, описанные в Откровении

781. В Откровении читаем:

Увидел я новые небеса и новую землю, ибо прежние небеса и прежняя земля миновали. И я, Иоанн, увидел Святой Город Новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста, наряженная для мужа своего. Откр. 21:1,2.

Нечто подобное находим у Исаии:

Вот, Я творю новые небеса и новую землю. Веселитесь и радуйтесь вовеки. И вот, Я сделаю Иерусалим весельем и народ его – счастьем. Исаия 65:17,18.

Выше в этой главе я открыл, что Господь в настоящее время образует новые небеса из Христиан, которые признавали в мире, или способны были признать, покинув мир, что Господь есть Бог небес и земли, о чём Он говорил у Матфея 28:18.

782. Новая Церковь обозначается Новым Иерусалимом, сходящим от Бога с небес (Откр. Гл. 21), по той причине, что Иерусалим был столицей земли Ханаанской, где находились храм и жертвенник, на котором приносились жертвоприношения, и потому совершалось богослужение, к которому три раза в год велено было собираться всему мужскому населению страны. Это ещё и потому, что Господь был в Иерусалиме и учил в его храме; там же Он затем прославил своё человеческое. Вот почему Иерусалим означает Церковь. Совершенно ясно, что Иерусалим означает Церковь, из тех пророчеств в Ветхом Завете, которые повествуют об основании Господом новой Церкви, которая именуется в них Иерусалимом. Достаточно лишь привести такие места, чтобы каждый обладающий внутренним рассудком мог увидеть, что Иерусалим в них означает Церковь. Хотя бы следующие:

Вот, Я творю новые небеса и новую землю, и о прежних уже не вспомнят. Вот, Я сделаю Иерусалим весельем и народ его – счастьем, и буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём. Волк и ягненок будут пастись тогда вместе. И не будут причинять вреда на всей горе святости Моей. Исаия 65:17-19,25.
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе правда её не пробьётся, как луч света, и спасение её не загорится, как светильник. Увидят тогда народы правду твою, и все цари – славу твою. И назовут тебя новым именем, изречённым устами Иеговы, и будешь венцом красоты в руке Иеговы, и царскою диадемою в руке Бога твоего. Иегове будешь угодна ты, и земля твоя сочетается браком. Вот, спасение твоё придёт, награда Его с Ним. И назовут их народом святости, искупленными Иеговы. А тебя назовут взысканным городом, не оставленным. Исаия 62:1-4,11,12.
Проснись, проснись, Сион, облекись в силу свою! Облекись в одежды красоты своей, Иерусалим, город святой! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; поднимись, воссядь Иерусалим! Люди узнают имя Моё в тот день, что Я тот, который говорит: “Вот Я!” Иегова утешил народ Свой, искупил Иерусалим. Исаия 52:1,2,6,9.
Ликуй, дочь Сиона! Веселись от всего сердца, дочь Иерусалима! Царь Израиля посреди тебя. Не опасайся более зла. Он возвеселится о тебе с радостью, удовлетворится в любви Своей, будет восторгаться о тебе с ликованием. Сделаю вас именитыми и почитаемыми между всеми народами земли. Соф. 3:14-17,20.
Так говорит Иегова, Искупитель твой, возвещая Иерусалиму: “Ты будешь населён”. Исаия 44:24,26.
Так говорит Иегова: возвращусь Я к Сиону и буду жить посреди Иерусалима. Посему будет называться Иерусалим городом истины, а гора Иеговы Саваофа – горою святости. Зах. 8:3,20-23.
Тогда узнаете, что Я Иегова, Бог ваш, обитающий на Сионе, на горе святости; и будет Иерусалим святостью. И будет в тот день: горы будут капать новым вином и холмы потекут молоком. А Иерусалим пребудет из рода в род. Иоиль 3:17-21.
В тот день отрасль Иеговы будет красотой и славой. Тогда оставшийся на Сионе и уцелевший в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу жителей Иерусалима. Исаия 4:2,3.
И будет в конце дней: гора дома Иеговы поставлена будет главою гор; ибо от Сиона выйдет учение, и Слово Иеговы – из Иерусалима. Михей 4:1,2,8.
В то время назовут Иерусалим престолом Иеговы, и все народы ради имени Иеговы соберутся в Иерусалим и не будут более следовать побуждениям злых сердец своих. Иер. 3:17.
Взгляни на Сион, на город, где назначен праздник наш; да увидят глаза твои Иерусалим, жилище спокойное, непоколебимую скинию; столпы её никогда не исторгнутся, и верёвки её не порвутся. Исаия 33:20.

Есть и другие места, например: Исаия 24:23; 37:32; 66:10-14; Зах. 12:3,6-10; 14:8,11,12,21; Мал. 3:4; Пс. 121:1-7; 136:4-6.

В приведённых здесь отрывках все подробности описания Иерусалима свидетельствуют о том, что имеется в виду Церковь, которую должен будет основать Господь, а не Иерусалим, населённый Иудеями. К примеру, сказано: что Иегова сотворит новые небеса и новую землю, и вместе с ними Иерусалим; что он будет венцом красоты и царской диадемой; что его будут называть святостью и городом истины, престолом Иеговы, спокойным жилищем, скинией непоколебимой; что волк и ягненок будут пастись там вместе; что горы в нём будут капать новым вином и холмы потекут молоком, а сам он пребудет из рода в род; и многое другое. О его людях сказано также, что они святы, вписаны в книгу жизни и назовутся искуплёнными Иеговой. Кроме того, все эти отрывки повествуют о пришествии Господа, в особенности же – о втором Его пришествии, при котором будет Иерусалим, описанный здесь. Ведь прежний Иерусалим не был замужем, то есть не был невестой и женой Агнца, как Новый Иерусалим, описанный в Откровении. Прежняя, то есть современная, Церковь обозначается Иерусалимом у Даниила, и начало её описывается так:

Знай и разумей, что с того времени, как вышло слово о восстановлении и строительстве Иерусалима, до прихода Мессии, князя, пройдёт семь недель. Затем в шестьдесят две недели будут восстановлены и построены улица и ров, но в трудные времена. Дан. 9:25.

А конец её описывается следующим образом:

Наконец, на крыльях мерзостей настанет запустение, и будет капать на опустошённое до самого конца и истребления. Дан. 9:27.

Именно этот отрывок упоминается в Господних словах у Матфея:

Когда увидите мерзость запустения, предречённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте (заметь себе хорошенько всякий читающий). Матф. 24:15.

О том, что Иерусалим в приведённых выше отрывках означает не тот Иерусалим, в котором жили Иудеи, можно заключить из тех мест в Слове, где говорится, что он окончательно погиб и подлежит истреблению; например: Иер. 5:1; 6:6,7; 7:17 сл.; 8:6 сл.; 9:11,12,14 сл.; 13:9,10,14; 14:16; Плач 1:8,9,17; Иез. 4:1 – до конца; 5:9 – до конца; 12:18,19; 15:6-8; 16:1-63; 23:1-49; Матф. 23:37,38; Лука 19:41-44; 21:20-22; 23:28-30; и из многих других мест. Есть также места, в которых он назван Содомом: Исаия 3:9; Иер. 23:14; Иез. 16:46,48; и так далее.

783. Церковь принадлежит Господу, и по причине духовного супружества добра с истиной Господь называется женихом и мужем, а Церковь – невестой и женой. Об этом Христиане хорошо знают из Слова, в особенности из следующих мест. Иоанн сказал о Господе:

Кто имеет невесту, тот жених; а друг жениха тот, кто стоит и слушает его, радуясь голосу жениха. Иоанн 3:29.
Иисус сказал: Не могут поститься сыновья чертога брачного, пока жених с ними. Матф. 9:15; Марк 2:19,20; Лука 5:34,35.
Я увидел святой город, Новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 21:2.
Ангел сказал Иоанну: пойдём, я покажу тебе невесту, жену Агнца. И показал ему с горы святой город Иерусалим. Откр. 21:9,10.
Наступил брак Агнца, и жена Его приготовилась. Блаженны приглашённые на брачную вечерю Агнца. Откр. 19:7,9.
Я – корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. И дух и невеста говорят: Приди! Жаждущий пусть приходит, и кто хочет, пусть берёт воду жизни бесплатно. Откр. 22:16,17.

784. Создание прежде новых небес, а уж потом новой Церкви на земле, соответствует порядку. Ибо есть внутренняя и внешняя Церковь; внутренняя Церковь составляет одно целое с Церковью в небесах, и поэтому – с небесами, а внутреннее создаётся прежде внешнего, которое затем создаётся при помощи этого внутреннего. Духовенство в этом мире прекрасно знает об этом. По мере того, как растут эти новые небеса, составляющие у человека внутреннее Церкви, сходит с небес Новый Иерусалим, который и есть новая Церковь. Таким образом, это происходит не сразу, но по мере того как изгоняются ложные учения предыдущей Церкви. Ведь новое не может войти туда, где уже укоренилось ложное, пока оно не будет искоренено. И произойдёт это сначала с духовенством, а затем распространится на мирян. Ибо говорил Господь:

Не наливают новое вино в старые мехи, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но новое вино наливают в мехи новые, и сберегается то и другое. Матф. 9:17; Марк 2:22; Лука 5:37,38.

Это происходит только в конце века, под которым надо понимать конец Церкви, что очевидно из слов Господа:

Иисус сказал: Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его, посеял между пшеницей плевелы и ушёл. А когда взошла зелень, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы его сказали ему: хочешь ли, мы пойдём, выберем плевелы? Но он сказал: Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою. Жатва – это кончина века; как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. Матф. 13:24-30,39,40.

Здесь пшеница означает разнообразные виды истины и добра в новой Церкви, а плевелы – всякого рода ложь и зло прежней Церкви. Ведь конец века означает конец Церкви, о чём говорилось в первом разделе этой главы.

785. Во всём есть внутреннее и внешнее, и внешнее находится в зависимости от внутреннего, как тело от души; это подтверждается надлежащим исследованием всего, что только есть в мире. В человеческих существах это очевидно: всё тело человека происходит от его ума, и оттого всё, что исходит от человека, имеет внутреннее и внешнее. В каждом его действии присутствует воля его ума, в каждом его высказывании – разум его ума, и то же самое – во всяком его ощущении. Любая птица и любое животное, и даже все насекомые и черви имеют внутреннее и внешнее. То же самое и любое дерево, растение и любой росток, и даже всякий камень и всякая частица земли. Достаточно будет пояснить это на немногих примерах, а именно, на примере шелкопряда, пчелы и частицы земли.

Внутреннее шелкопряда побуждает его внешнее прясть шёлк, а затем вылупляться в бабочку. Внутреннее пчелы побуждает её внешнее собирать мёд с цветов и строить такие чудесные по виду соты. Внешнее частиц земли тоже побуждается внутренним, когда силится прорастить семена, распространяя из себя нечто проникающее в самую внутренность семян и заставляющее их пускать росток. И это внутреннее сопровождает семя на всём его жизненном пути до нового семени. То же самое происходит и в противоположных случаях, в которых также имеется внутреннее и внешнее. Например, в случае с пауком, внутреннее которого побуждает его внешнее в способности, и поэтому в склонности, плести хитроумную паутину, в центре которой он сидит и ждёт, когда в неё попадётся муха, чтобы съесть её. Нечто подобное наблюдается и у всех вредных червей, у всех змей, а также у всех диких зверей лесных, как и у любого безбожного, коварного и лживого человека.

10. Эта новая Церковь является короной всех Церквей, бывших до сих пор на земле

786. Как было показано выше, на этой земле от начала было, вообще говоря, четыре Церкви: первая до потопа, вторая – после него, третья – Израильская, а четвёртая – та, что называется Христианской. Поскольку всякая Церковь держится на знании и признании одного Бога, с Которым член Церкви может соединиться, и поскольку ни в одной из этих Церквей не было этой истины, значит, на смену этим четырём должна прийти Церковь, которая будет знать и признавать одного Бога. Божественная любовь Бога не имела иной конечной цели при создании мира, кроме присоединения человека к Нему и Его к человеку, чтобы Он мог пребывать с человеком.

Прежние Церкви не имели этой истины по следующим причинам. Древнейшая Церковь, существовавшая до потопа, поклонялась невидимому Богу, соединение с которым невозможно, и то же самое Древняя Церковь, бывшая после потопа. Израильская Церковь поклонялась Иегове, который Сам по Себе был невидимым Богом (Исход 33:18-23), но в человеческом виде, принимаемом Богом Иеговой через ангела; таким Его видели Моисей, Авраам, Сара, Агарь, Гедеон, Иисус Навин и иногда Пророки. Этот человеческий вид был изображением Господа, который должен был впоследствии прийти, и поскольку он был изображением, то и всякая составляющая их Церкви служила изображением. Известно, что жертвы и другие обряды их богослужения символизировали Господа в будущем Его пришествии, а по пришествии Его были отменены.

Четвёртая Церковь, названная Христианской, хотя и признавала одного Бога на словах, но в трёх Лицах, каждое их которых было отдельным, или само по себе, Богом, составляя, таким образом, Троицу раздельную, а не объединённую в одной Личности. Оттого в их умах укрепилось понятие о трёх Богах, хотя на их устах оставалось выражение “один Бог”. Кроме того, учителя Церкви, в соответствии со своим собственным учением, разработанным ими после Никейского Собора, учат тому, что нужно верить в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, каждый из которых невидим, поскольку все Они произошли до сотворения мира и имеют одну и ту же сущность, при том что, как уже сказано, соединение с невидимым Богом невозможно. Ибо им всё ещё не известно, что единственный Бог, невидимый, сошёл в мир и принял человеческий вид, и не для того только, чтобы искупить человечество, но и чтобы стать видимым, дав возможность человечеству соединиться с Ним. Ибо читаем:

Слово было у Бога, и Слово было Бог; и Слово сделалось плотью. Иоанн 1:1,14.

А также у Исаии:

Младенец рождён для нас, сын дан нам; имя ему: Бог, Герой, Вечный Отец. Исаия 9:6.

Во многих местах у пророков утверждается, что Сам Иегова придёт в мир, чтобы стать Искупителем, что Он и сделал, облачившись в Своё человеческое.

787. Эта новая Церковь является короной всех Церквей, существовавших до сих пор на земле, потому что она будет поклоняться одному видимому Богу, в Котором невидимый Бог, подобно душе в теле. Именно так, и никак иначе, возможно соединение Бога с человеком, потому что человек природен, и мыслит поэтому природным образом; а соединение должно происходить в его мышлении, а затем в склонности его любви, и происходит это, когда человек думает о Боге как о человеке. Соединение с невидимым Богом подобно соединению зрения глаза с просторами вселенной, границ которой он не в состоянии видеть. Иначе, это то же самое, что оглядываться вокруг посреди океана, где взгляду доступны лишь воздух и море, в которых он теряется. А соединение с видимым Богом подобно видению человека в воздухе или на море, протягивающего к тебе руки и зовущего в свои объятия. Ведь присоединение Бога к человеку непременно должно сопровождаться ответным присоединением человека к Богу; а такая взаимность возможна только с видимым Богом. Господь Сам также учит у Иоанна, что Бога не видели до того, как Он облёкся в Человеческое:

Вы никогда не слышали голоса Отца, и облика Его не видели. Иоанн 5:37.

А в книгах Моисея сказано, что никто не может видеть Бога и жить (Исход 33:22). У Иоанна Он показывает, что Его можно видеть через Его Человеческое:

Бога никто не видел никогда; Его единородный Сын, который в лоне Отца, Он явил Его. Иоанн 1:18.

И в той же книге:

Иисус говорит: Я – путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как через Меня. Кто знает Меня, тот знает Отца, и кто видит Меня, тот видит Отца. Иоанн 14:6,7,9.

Господь учит, что соединение с невидимым Богом происходит через Того, Кого можно видеть, то есть через Господа, в следующих отрывках:

Иисус сказал: Пребывайте во Мне, и Я в вас. Кто пребывает во Мне, тот приносит много плода. Иоанн 15:4,5.
В тот день узнаете, что Я в Отце, а вы во Мне, и Я в вас. Иоанн 14:20.
Я дал им славу, которую Ты дал Мне, чтобы были едины, как Мы едины. Я в них, и Ты во Мне, чтобы любовь, которой Ты Меня любил, была в них, и Я в них. Иоанн 17:21-23,26; 6:56.

Он также учит, что Отец и Он – одно; и что нам надлежит верить, что у Него есть жизнь вечная. Спасение основано на соединении с Богом, о чём уже не раз было сказано.

788. Даниил предсказывал, что эта Церковь сменит все те, что возникли с начала мира, и останется навеки. Поэтому она станет короной всех прежних Церквей. Это предсказание он дал, во-первых, когда изложил и разъяснил Навуходоносору его сон о четырёх царствах, означавших четыре Церкви, изображённые в его видении истуканом:

И во дни тех царей Бог небес воздвигнет царство, которое вовеки не погибнет; оно сокрушит все царства, а само будет стоять вечно. Дан. 2:44.

И совершит это камень, который сделается великой скалой и наполнит всю землю (Дан. 2:35). Скала в Слове означает Господа в отношении Божественной истины. В другом месте у того же пророка говорится:

Наблюдал я ночные видения, и видел: как бы Сын Человеческий, идущий с облаками небесными. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его будет владычеством вечным, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Дан. 7:13,14.

Он говорил об этом после того, как видел четырёх огромных зверей, выходивших из моря (Дан. 7:3); они тоже символизируют четыре предыдущих Церкви. Даниил пророчествовал в данном случае о нашем времени, что понятно из сказанного в Дан. 12:4, а равно и из слов Господа, Матф. 24:15,30. Подобное сказано и в Откровении:

Седьмой ангел вострубил; и раздались голоса великие в небесах, говорящие: Царства мира стали царствами Господа нашего и Христа Его, и будет Он царствовать во веки веков. Откр. 11:15.

789. К тому же и остальные Пророки предсказывали во многих местах, какова будет эта Церковь. Здесь приведены лишь немногие из них. У Захарии:

День этот будет единственный, ведомый Иегове: ни день, ни ночь; поскольку лишь в вечернее время явится свет. В тот день живые воды потекут из Иерусалима; и Иегова станет царём над всей землёй. В тот день будет Иегова один, и имя Его одно. Зах. 14:7-9.

У Иоиля:

Будет в тот день: горы будут капать новым вином и холмы потекут молоком. А Иерусалим пребудет из рода в род. Иоиль 3:17-21.

У Иеремии:

В то время назовут Иерусалим престолом Иеговы, и все народы ради имени Иеговы соберутся в Иерусалим и не будут более следовать побуждениям злых сердец своих. Иер. 3:17; Откр. 21:24,26.

У Исаии:

Пусть глаза твои увидят Иерусалим, жилище спокойное, непоколебимую скинию; столпы её никогда не исторгнутся, и верёвки её не порвутся. Исаия 33:20.

В этих отрывках Иерусалим означает тот новый Святой Иерусалим, что описан в Откровении гл. 21; а под ним подразумевается новая Церковь. Далее, у Исаии:

Отрасль произойдет от ствола Иессеева, и праведность будет поясом на чреслах его, и истина – поясом на бёдрах его. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и леопард с козлёнком, и телёнок, и молодой лев, и скотина будут вместе, и малое дитя будет водить их. Тёлка будет пастись с медведицей, и детёныши их будут лежать вместе. Младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вредить друг другу на всей горе Моей святости, ибо земля будет наполнена знанием Иеговы. В тот день народы будут искать корня Иессеева как знамения для людей, и мир будет ему славой. Исаия 11:1,5-10.

Известно, что ничего подобного не было ни в одной Церкви, и уж тем более в последней из них. У Иеремии:

Вот наступают дни, когда Я заключу новый завет. Вот завет: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Все будут знать Меня, от малейшего до величайшего из них. Иер. 31:31-34; Откр. 21:3.

Известно, что и этого не было в прежних Церквях. Объясняется это тем, что они не обращались к видимому Богу, которого всем надлежало бы знать; а ещё тем, что Он есть Слово, то есть Закон, который будет вложен Им внутрь них и написан на их сердцах. У Исаии:

Ради Иерусалима не успокоюсь, доколе правда её не пробьётся, как луч света, и спасение её не загорится, как светильник. И назовут тебя новым именем, изречённым устами Иеговы, и будешь венцом красоты в руке Иеговы, и царскою диадемою в руке Бога твоего. Иегове будешь угодна ты, и земля твоя сочетается браком. Вот, спасение твоё придёт, награда Его с Ним. И назовут их народом святости, искупленными Иеговы. А тебя назовут взысканным городом, не оставленным. Исаия 62:1-4,11,12.

790. Полное описание этой Церкви содержится в Откровении, которое посвящено концу прежней Церкви и возникновению новой. Новая Церковь изображена Новым Иерусалимом и его чудесами, а также тем, что он является невестой и женой Агнца (Откр. 19:7; 21:2,9). В дополнение к этому я приведу здесь лишь один отрывок из Откровения. В видении Нового Иерусалима, сходящего с небес, сказано:

Вот скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами; Он будет у них Богом их. И спасённые народы будут ходить в свете Его, и ночи там не будет. Я, Иисус, послал Моего ангела, чтобы засвидетельствовал вам это в Церквах. Я – корень и потомок Давида, яркая звезда утренняя. И дух и невеста говорят: Приди! И слышавший да скажет: Приди! Жаждущий пусть приходит, и всякий желающий пусть берёт воду жизни бесплатно. Так приди, Господь Иисус. Аминь. Откр. 21:3,24,25; 22:16,17,20.

791. Примечание. Когда эта книга была окончена, Господь созвал двенадцать Своих учеников, которые следовали за Ним в мире; а днём позже Он послал их проповедовать всему духовному миру Евангелие о том, что Господь Бог Иисус Христос – царь, и царство Его – во веки вечные, как предсказано через Даниила 7:13,14 и в Откровении 11:15; и что:

Блаженны пришедшие на брачную вечерю Агнца. Откр. 19:9.

Произошло это девятнадцатого июня 1770 года. Именно об этом было сказано Господом:

Пошлёт Он ангелов Своих, и соберут они избранных Его от одного края небес до другого. Матф. 24:31.