Постскриптум

 

Постскриптум. Религиозный бунт середины шестидесятых XX века

Уже после написания этой книги в известных журналах появились статьи о явлении, которое некоторые считали величайшей религиозной революцией со времён Лютера.
Не будем далее обсуждать фанатиков, которые считают себя христианами и при этом говорят, что Бог умер, и разглагольствуют о «христианском атеизме». Проанализируем понятия современного мышления относительно вопроса «Кто такой Иисус?», которых придерживаются многие из отошедших от традиционной христианской веры.
Среди считающих себя христианами многие отрицают непорочное зачатие, воскресение Христа и чудеса. Они отрицают или ставят под вопрос жизнь после смерти в царстве небесном, а также Божественность Христа. Таким образом, они отрицают 95 процентов стихов Нового завета и всё же считают себя христианами. Многие из них особое значение придают тому, что у них называется «социальным евангелием».

Христианство без Бога — бессмыслица, но христианство без Христа — бессмыслица ещё более явная. Человек церкви, не стремящийся узнать, кто такой Христос и каково Его учение, — это не христианин. Не христианин также и тот, кто ищет знаний о Христе и о Его учениях, но не живёт в согласии с этими знаниями. Чем выше, чище и благороднее религия, тем хуже те, кто относятся к ней, но не живут по её предписаниям. Плохой язычник намного лучше плохого христианина. Как сказал Господь: «Тот слуга, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лука 12:47,48).
Агностик, у которого нет религии, далеко не так плох, как плохой христианин. Так называемый христианин, который живёт противоположно Господним заповедям и уверен в своём спасении, — хуже всех, ибо ко всем остальным своим грехам он добавляет гордыню в самой скверной её форме.
То, что называется социальным евангелием, можно найти как в Ветхом, так и в Новом заветах. В Ветхом завете содержатся две величайшие заповеди и учение о том, что следует относиться к другим, как к своим братьям. Ветхий завет учит неоднократно о вечной милости Бога и о том, что человеку важно проявлять милость со своей стороны, а также о том, что любовь должна распространяться не только на представителей своего рода-племени, но на всех людей. В Ветхом завете говорится и об обязанности милосердия по отношению к бедным, несчастным и больным. В Новом завете бесспорно новым учением, которого нельзя найти в Ветхом завете, является в частности совершенно новое представление о том, кто такой Христос, Мессия, и о царстве небесном как о главнейшей жизненной цели.

Ещё не христианин тот, кто считает важными только веру в одного Бога и любовь к ближнему, ведь эти условия диктуются и иудейской религией и исламом. А что касается социального евангелия, то большая часть его содержится в учении Конфуция.
Те, кому удаётся отделаться от большей части сказанного в евангелиях, как правило, с готовностью принимают факт распятия и придают ему существенное значение. Но почему распяли Христа? Если Христос был замечательным, кротким, любящим человеком, который проповедовал социальное евангелие, за что Его распяли? Нет во всей истории ни одного упоминания о том, чтобы человека приговаривали к смерти за то, что он кроткий и любящий и что он учит любви к ближнему.

Согласно евангелиям, иудеи сформулировали основание для распятия:
Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить тебя камнями, но за богохульство и за то, что ты, будучи человеком, делаешь себя Богом. Иоанн 10:32,33.

Согласно евангелиям, Господь говорил о предводителях иудеев, что их отец — дьявол, что они лицемеры, выбеленные гробницы, полные костей мертвецов и всякой нечистоты. Такие высказывания большинство так называемых христиан назвали бы вовсе неподобающими христианину. Если мы верим в то, что Господь говорил всё это, понятно, почему Его распяли. Но если думать, что Он не утверждал, что Он и Отец — одно, и не говорил ничего из приведённого выше о предводителях иудеев, то Его распятие необъяснимо.
Представление о кротком и приятном человеке, проповедующем социальное евангелие и распятом за это, не имеет никакого смысла. Кто мог бы пожелать распять покойного Папу Иоанна?
Кто не верит в возможность чудес, тот может в некотором смысле верить в Бога, но будет ли он настоящим христианином?
Говорят, наука доказала, что чудеса невозможны. Настоящий учёный никогда не выскажется с таким всеведением и догматизмом, потому что он интуитивно чувствует истину в словах Гамлета: «Есть многое на небе и земле, что и во сне, Горацио, не снилось твоей учёности».

Абсурдно считать себя христианином и при этом считать Иисуса просто хорошим человеком вопреки всем письменным свидетельствам о Нём.
Заметим, что никто ещё не смог «разоблачить» то чудо, что человек, родившийся среди ничтожного племени, не получивший систематического образования, за которым последовала кучка рыбаков, был признан Богом всеми народами Европы.