Послесловие

 

Дух церкви впечатляюще выразил епископ Пендлтон в своём обращении к собранию Всеобщей церкви Нового Иерусалима 30 июня 1899 года.
В этом обращении говорилось:

Ясно, однако, что образует церковь не столько её учение, сколько её дух. Ибо важнейшее в учении, важнейшее в вере, важнейшее в законе — это дух, заложенный в них. И хотя можно сказать, что учение образует церковь, всё же церковь образуется не самим учением, но духом и жизнью внутри него…
Самый важный принцип всей истины, содержащейся в учении, — это любовь к истине ради неё самой.

Любовь к истине ради неё самой — это любовь к истине ради самой истины, а значит — ради Господа, который есть сама истина, а не ради себя или мира. Это любовь, которая побуждает человека жертвовать собой ради истины, а не истиной ради себя, любовь, по которой человек готов поступиться славой, именем, состоянием, дружбой и даже жизнью своей ради истины. Она заставляет человека не думать о последствиях для себя самого, когда нужно удержать на должной высоте знамя истины. Таков смысл слов Господа: «Кто нашёл свою жизнь, потеряет её, потерявший же свою жизнь ради Меня найдёт её» (Матф. 10:39).

Если такая любовь есть в церкви и остаётся в ней руководящим принципом, её духом и жизнью, в церкви будет духовное внутреннее с небес, которое будет озарять её и направлять к исполнению её служений, и оно же будет защищать её от тех сфер, в которых правит мирской дух. Ибо тогда никто не сможет войти в церковь и остаться в ней, если он не готов пожертвовать собой ради истины и умереть ради того, чтобы истина жила и процветала. Иисус сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнет себя, возьмёт крест свой и следует за Мной».
Слова «потерявший свою жизнь» в приведённой цитате в первую очередь означают не то, что нужно отказаться от жизни телесной, и даже не то, что нужно пожертвовать своей жизнью в мире ради какой-то цели.

Есть те, кто с радостью отдадут свою жизнь из честолюбивого желания прослыть героем или святым, — они пожертвуют чем угодно ради славы. Есть и те, кто рады бы принять мученичество, чтобы добиться известности или заслужить высокое положение в небесах. А некоторым вообще безразлична их жизнь — такие обычно имеют склонность к самоубийству. Даже животные дерутся до смерти, чтобы защитить себе подобных, особенно своих детёнышей. Есть что-то от животного инстинкта в том, чтобы до смерти стоять за свою страну или церковь, когда на неё нападают.

Это сказано, конечно, не для умаления достоинств того, кто отдаёт жизнь, защищая свою страну или церковь или отстаивая свои убеждения из подлинной любви к стране или церкви. Но основное значение слов «потерять свою жизнь» — в том, что нужно отказаться от своей жизни, состоящей в любви к своему собственному и к своему разуму, от жизни мирского честолюбия — отдать такую свою жизнь тайно и незаметно для других, не претендуя на венец мученика.
Отказаться от жизни, состоящей в любви к своему собственному и к своему разуму, отказаться от своих ложных понятий без всякой мысли о славе в небесах или на земле — это гораздо большая жертва, чем отречение от жизни тела.

Пожертвовать всем, что любишь, единственно ради любви к Богу — вот что подразумевал под потерей жизни Господь, когда говорил: «Потерявший свою жизнь ради Меня найдёт её».
Пожертвовать богатством, положением и славой и облечься при этом в видимость великого смирения можно и из чистого эгоизма, внутренне оставаясь крайним гордецом и одним из самых тщеславных представителей рода человеческого.

Но есть надежда на ту часть людей, которые по любви к нашему Господу, который есть путь, истина и жизнь, потеряв свою жизнь тайно, найдут её, ведь из таких состоит царство небесное.