Крещенье духа и огня

 

Услышьте Слово Господне, как проречено было Господом в книге “Откровение истолкованное”

Сказано было Иоанном (Крестителем), что он крестил водою, но что Господь будет крестить Духом Святым и огнём. (Лука 3, 16; Иоан. 1, 33) Это значит, что Иоанн только вводил в познания, происходящие из Слова, относительно Господа, и, таким образом, приуготовлял для принятия Его, но что исключительно Сам Господь возрождает человека посредством Божественной истины и Божественного блага, от Него исходящих, ибо Иоанн представлял, так же как, и Илия, собственно Слово. Здесь водами, которыми он крестил означены были вводящие истины, или же познания из Слова относительно Господа; Святой дух означает Божественную истину, исходящую от Господа, а огонь означает Божественное благо, также от Него исходящее, крещение же означает преображение и возрождение. Через крещение же Духом Святым и огнём означено было преображение церкви и возрождение человека церкви через Божественную истину и через Божественное Благо. (АЕ 374, 475)

Здесь завершается наше первое чтение из Слова

Слушайте, из святого Слова Господнего, как проречено было в книгах Святого Благовестия от Матвея

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Матф. 3, 7-12)

Здесь завершается наше второе чтение из Слова

Слушайте снова из святого Слова Господнего, как проречено было в книгепророка Исайи

А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: “я Господень”, другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: “я Господень”, и прозовется именем Израиля. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога. (Ис. 44, 1-6)

АМИНЬ

Здесь завершается наше чтение из Слова

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Марк 16; 15-16) ). “Кто будет веровать” есть тот, кто признает Господа и принимает от Него Божественные истины через Слово; а “кто крестится” есть тот, кто посредством их возрождается Господом. (NJHD 208)
Обрядом крещения, принадлежащим Новой Господей Церкви, или же Новому Иерусалиму, совершается таинство приобщения человека к святой общности Господнего Неба в мире духовном, которому церковь эта на земле соответсвует. А так как
небеса, как вообще, так и частности, образуются из Божественного начала, исходящего от Господа, и исключительно этим Божественным началом Господа, а не ангелами из какой-либо соби своей (HH 7-8),
то отсюда следует, что обрядом крещения человек, вступающий в церковь, соединяем бывает, тем или иным образом, с Самим Господом.
Соединение это совершается не через обряд собственно, который лишь символизирует это соединение во внешних началах человека, а исключительно через Божественные истины Слова Господнего.
Так как
вода, в духовном смысле, есть истина веры из Слова (NJHD 204),
то существенным действом обряда этого является омовение водою, которое символизирует очищение жизни и веры человека, совершаемое этими истинами.
Подлинное крещение поэтому совершаемо бывает, во внутреннем духа человека, только когда истины, принадлежащие Слову, входят в его постижение, становятся там истинами веры, и, затем, действуя оттуда, авторитетом веры, в волю его, преобразуют и меняют совершенно жизнь человека. Только после этого человек становится новым творением Господним, и Господь может войти в него и обитать в нём, даруя человеку через это духовности своего Небесного Царствия, и укореняя в нём благодать Своей божественной Любви, с Её небесными радостями и наслаждениями.
Поэтому необходимейшим и существеннейшим элементом обряда крещения в Новой Господей Церкви, или же Новом Иерусалиме, являются истины, извлечённые из Слова Нового Господнего Откровения, или же опорные положения её учения веры. Положения эти присутствуют там в форме вопрошений, которые священник задаёт крестимому, и на которые тот должен ответить утвердительно. Происходящее здесь действо символизирует принятие крестимым положений этих нерушимыми и основными истинами своей веры, и его обязательство всегда блюсти святость этих истин. Отвечая утвердительно на вопрошения, задаваемые ему, нововступающий в церковь подтверждает то, что он верит в божественное происхождение этих истин учения веры, что значит – считает каждую из них истиной в последней инстанции, которая не только не может быть когда-либо подвергаема им хотя бы малейшему сомнению, но, более того, она с необходимостью должна стать главнейшим и непререкаемым авторитетом для всей его жизни, которому любое его действие или побуждение обязаны быть подчиняемы безоговорочно.
Из этого видно, что принятие крещения в Новой Господей Церкви, или же в Новом Иерусалиме, есть шаг чрезвычайно ответственный. Так как Новая Церковь есть прежде всего церковь духовных служений, то вступлением своим в эту церковь человек берёт на себя, и для себя приобретает исключительно обязанность совершать служения, присущие этой церкви. И к служениям этим, в универсальной форме, прежде всего относится полное преобразование личности человеческой, путём её полного подчинения духовному закону церкви, каковым законом в ней являются истины её учения веры.
По мере же исполнения этой обязанности человеком, по мере приобретения им совершенства любви, когда он исполняет свои служения уже не по необходимости, а по удовольствию, и в радости духа своего, обязанность творить служения постепенно превращается для него в право пребывания в этих служениях непрестанно. Отсюда следует, что единственное право, приобретаемое вступающим в Новую Церковь человеком, есть право пребывания в её духовных служениях, не ради себя самого, или же какого-либо себе воздаяния, но исключительно ради самих этих служений, из любви к служению, и из удовольствия подчинения себя законам духовного порядка в церкви, каковым являются истины её учения веры, извлечённые из Святого Писания. И единственным путём, ведущим его ко вступлению в это своё право, является путь неукоснительного исполнения им всех обязанностей, налагаемых на него Священным Законом Церкви, или же положениями её учения веры.
Вся общность положений учения веры Новой Церкви, представленных вопрошениями, находящимися в её обряде крещения, излагается, в рамках её Священного Устава, следующими тремя определениями минимума исповедания веры, необходимого для принятия крещения в церкви:
Первое из них заключается в том, что Бог един, как сущностью, так и личностью, и в Нём заключена Божественная Троица, и что Он есть Господь Бог Спаситель Иисус Христос, и что вера в Него спасительна.
Второе заключается в необходимости веры в два пришествия, совершенных Господом в мiре, первое из которых Он совершил во плоти, и второе – в Истине Своего Нового Откровения, или в Писаниях Эммануила Сведенборга. Оттуда же следует и обязательность веры в то, что всё, сказанное в этих писаниях является Словом Господним, или же Священным Писанием и должно быть применяемо к жизни верующего, и к принципам его веры, как Божественная истина, или же истина непререкаемая, необсуждаемая, а лишь принимаемая и воспоследуемая.
Третье же заключается в исповедании того, что зла не должны быть творимы, ибо они дьявольские и от дьявола, что добро должно быть творимо, ибо оно Божье и от Бога, и что оно должно быть творимо человеком как бы от себя самого; но, при этом, верить следует, что оно творимо Господом в человеке и через человека.
Три основных принципа, или же положения учения веры, изложенные выше, являются тем минимальным фундаментом, без которого построение Господом храма духовной веры Нового Иерусалима во внутреннем духа человека, претендующего на вхождение в Его Новую Церковь, попросту невозможны. Всё, заключённое в положениях этих, было извлечено исключительно из нового Господнего Откровения, или же Писаний Эммануила Сведенборга, где принципы эти определены как основополагающие для существования Новой Господней Церкви.
При первом взгляде может показаться, что третье положение, там находящееся, могло бы, с равным успехом, быть извлечено и из Слова Нового Завета. Но при всей схожести многих выражений, относимых к области творения добра и благостыни в этих двух Божественных Откровениях, их воздействие на ум и волю верующего, или же внутренние начала, заключённые во внешнем эффекта, произведенного ими в уме и воле человека, весьма и весьма различны. И различие это определяется, прежде всего, именно идеей о Божественной Человечности Господа, которая в Слове Нового Завета и, соответственно, в порождённой им примитивной христианской церкви, присутствовала затемнённо и совершенно иносказательно, тогда как в Слове Небесного Учения Веры она присутствует во всей своей силе, славе и царственности.
Только Слово Небесного Учения Веры говорит нам о том, что
Бог и Человек, в Господе, по Учению не два, а одно Лицо, они же составляют такое единение, как душа с телом составляет одно, и , что Бог един, как сущностью, так и личностью, и в Нём заключена Божественная Троица, и что Он есть Господь Бог Спаситель Иисус Христос. (SS 60)
И что:
новая Церковь будет установлена Господом, и в Ней это будет Самым Главным правилом, что именно эта церковь разумеется в Откровении Иоанна Богослова под Новым Иерусалимом, и в неё сможет вступить только тот, кто признает Одного Господа Богом неба и земли. (SS 61)
Оно же, это Новое Господне Откровение учит нас и тому, почему:
Этого прежде не было видно из Слова, ибо если бы и было прежде видно, то не было бы принято; потому что еще не был совершен Последний Суд; до него же Адское могущество превышало Небесное могущество, а Человек пребывает в средине между Небом и Адом, поэтому, если бы это было бы прежде усмотрено, то Дьявол, то есть, Ад, исторг бы это из их сердец, и даже осквернил бы; это состояние Адского могущества совершенно сокрушенно Последним Судом, ныне совершенным; после него, поэтому, ныне всякий человек, может, если только захочет; быть в озарении и сделаться мудрым. (SS 61)
Из этого видно, что идея о Божественности Господа, в том виде в котором она присутствовала в умах людей примитивной христианской церкви, не говоря уже о тех, кто верил в ней в трёх богов от вечности, или же вообще отказывал Господу в какой-либо божественности, признавая за Ним лишь простую человечность, так вот, идея эта, даже в самом своём возвышении, не могла достичь и порога той мудрости, которая доступна теперь человечеству в рамках Небесного Учения Веры, или же Нового Господнего Откровения.
Относительно же того, какой эффект производит в уме человеческом то или иное понимание относительно сути Божества, которому человек воздаёт поклонение, то Слово Небесного Учения Веры учит нас:
Идея относительно Бога входит во всё, принадлежащее церкви, религии и богослужения, и понятия теологические занимают, в уме человеческом, наивысшее положение, а идея о Боге, среди них, располагается выше, чем все остальные. Отсюда следует, что, если она ложная, то всё, расположенное под нею, в согласии с этим высшим принципом, от которого остальное истекает, также с необходимостью будет ложным, или же олжетворённым, ибо то, что господствует, будучи высочайшим, составляет самую суть всего того, что от него производимо бывает. Эта существенность, как душа, формирует всё, ей подлежащее, как бы в своё тело, по подобию своему, и когда она входит, своим собственным светом, в истины, то неизменно поражает их своими порочностью и извращенностью. (Brief Exposition 40)
Из этого следует с необходимостью то, что даже добротворение и благостыня в примитивной христианской церкви не могли подняться выше того предела, который положен был им, во внутренностях духа людей, церковь эту составлявших, несовершенством их представления о Божественности Господа, бывшего тем Богом, которому церковь эта призвана была воздавать поклонение. Их добро, по этой причине было добром чисто природным, в лучшем случае – природно-духовным, а благостыня у них не возвышалась выше самых первых небес и их исключительно природно-духовных побуждений и представлений.
Отсюда видно, что третье определение минимума исповедания веры, необходимого для принятия крещения в Новой Господней Церкви, составляет неразрывное единство с его первым определением, и оба они принадлежат исключительно Новой Церкви.
Так как положения эти выводимы, подтвержаемы и доказываемы, в догматах учения веры церкви, не из какого-либо другого источника, но исключительно из Откровения Господнего, на котором эта церковь основана была, или же из Небесного Учения Веры, данного нам Господом в Писаниях Эммануила Сведенборга, то отсюда следует, что их принятие, или же утверждение в них, невозможно без принятия в истины своей веры второго определения из этого минимума, а именно веры в два пришествия Господа, первое из которых совершено было им во плоти, а второе – в истинах Небесного Учения Веры Его Нового откровения.
Опять же, показаться может, что вера в первое пришествие Господне утверждаема была в церкви христианской ещё словом Нового Завета. Но это, как и прежде, не более чем видимость, внушаемая уму внешней схожестью двух эффектов, суть которых, тем не менее, весьма и весьма различна. Ибо отсутствие правильного понимания Сути Господа, или же Его Божественного Начала, с неизменностью искажала и понимание сути Его первого пришествия в примитивной христианской церкви. И лишь в истинах Нового Откровения, в которых миру открыта была Прославленная Человечность Господа, или же Его Божественная Человечность, лишь только в них и явлен был подлинный смысл Его Первого Пришествия. Нечего и говорить, что идея Второго Его Пришествия целиком опирается исключительно на Новое Слово Господне.
И отсюда мы видим, что всё, относящееся к истинам веры, заключённым в вопрошениях обряда крещения церкви, имеет исключительное отношение, и опирается единственно на истины, заключённые в книгах Нового Господнего откровения. Так как все эти истины живы и подлинны только в неразрывном единстве своём, то краеугольным камнем всех этих истин, без которого их единство и подлинный смысл попросту исчезают, является вера в боговдохновенность всех без исключения Писаний, подписанных именем Эммануила Сведенборга. Без веры в то, что все эти книги были вдохновлены и созданы Единственно Самим Господом Иисусом Христом, Творцом всего сущего, Богом Неба и Земли, невозможно не только войти в подлинную Новую Господнюю Церковь, или же в Новый Иерусалим, но даже попросту приблизится к самому её порогу.

АМИНЬ

Текст проповеди, прочитанной в Общине Господней Новой Церкви, или же в Новом Иерусалиме,
г. Львова, Украина
Пастором общины Васильевым А.В.
17 января 1999 года